УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

ПАРУСНАЯ РЕГАТА В ДИСЦИПЛИНЕ МАТЧ-РЕЙС

Матчевые гонки или матч-рейсы — это определенный формат парусных соревнований, когда победитель определяется в результате серии матчей между парами участников (команд), а точнее когда победитель в группе участников выявляется по результату личных встреч - каждый с каждым.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

Необходимым условием для проведения матчевых гонок является одинаковость условий для каждого участника: яхты участников должны обладать как можно более одинаковыми гоночными характеристиками, что достигается практически во всех матч-рейсах проведением соревнований на монотипах. Выигрыш участника достигается лишь за счет мастерства команды.

Матчевые гонки проводятся по Международным правилам парусных гонок и приложению С к данным правилам.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА (РАУНД-РОБИНЫ)

Матч-рейсы, как мы и описывали выше представляют из себя в стандартном виде встречи (матчи) участников – каждый с каждым, образуя таким образом раунд-робин (круговую систему). Причем встречи (матчи) проходят зачастую параллельно, образуя так-называемые флайты. По итогам всех матчей и раунд-робина выстраивается специальная итоговая сетка соревнований, в которой определяется количество побед у каждой из команд.

Количество раунд-робинов может быть несколько.

ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯ

Обычно в матчевых гонках идет серия на выбывание у лидеров соревнования: четвертьфиналы, полуфиналы и финальная серия, до 1,2, 3-х побед в зависимости от инструкций гоночного комитета и Положения о соревновании.

ПРЕДСТАРТОВАЯ БОРЬБА – ОСНОВА МАТЧА

Борьба между соперниками разворачивается еще до старта матча, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее, чем соперник. С другой стороны, каждый старается вынудить противника совершить на предстарте ошибку, за которую тот будет возможно и будет оштрафован ампайром.

Свой штраф участник может обнулить, «повесив» противнику ответный штраф или отработать штраф (оправдание) – поворотом на 270° в любой момент гонки после стартового сигнала матча. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же дисквалифицируется в данном матче и матч останавливается. Противник при этом зарабатывает победу в матче.


АМПАЙРИНГ
При проведении матчевых гонок в дополнение к обычному судейству (ГСС) прибавляется судейство на воде: за каждой парой участников следит как минимум один катер ампайров — это один или два судьи на небольшом моторном РИБе, находящиеся рядом с участниками, начиная с 4-х минут и до финиша крайней яхты в матче.

Задача ампайров судить протестовые ситуации от участников прямо на воде во время предстартовой борьбы, так как участники имеют право протестовать друг на друга, согласно правилам Парусных гонок и Приложению С. При этом решения ампайров вступают в силу немедленно и не подлежат протестам на воде. В мире насчитывается всего порядка 100 высококвалифицированных ампайров, которые судят матчевые гонки, а в России – 12 специалистов.
ИСТОРИЯ

Развитие матч-рейсов началось с Кубка Америки. Однако только в 1870 году состоялся первый матч-рейс в рамках Americas Cup между американской яхтой Magic и британской Cambria. Победили американцы и после этого более столетия никто не мог отобрать у них кубок. Однако Кубок Америки не является и не являлся «чистым» матч-рейсом. Здесь были свои правила по яхтам и их строительству, но все остальные принципы матчевых гонок соблюдались.

Только в 1937 году на Бермудах был проведен первый матч-рейс на монотипных яхта - Omega Gold Cup.

СИСТЕМА ГРЕЙДОВ И ПОДСЧЕТ ОЧКОВ (РЕЙТИНГ ИСАФ)

В 2000 г. появилась система рейтингов ISAF для матчевых гонок. Причем рейтинги присваиваются и соревнованиям, и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножаются на коэффициенты соответственно уровню регат.

Рейтинг Вы можете посмотреть по ссылке.

Регаты имеют свой рейтинг – grade, который присваивается в зависимости от уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня, количества и конструкции лодок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату, и т. д.

Международные регаты имеют больший вес по сравнению с региональными.

Рейтинг спортсменов по версии ИСАФ рассчитывается на основе достижений яхтсменов матч-рейсеров по итогам последних двух лет в регатах не ниже 5-го грейда. Чем выше грейд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает.
Made on
Tilda